Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Прежде, чем говорить, пусть ваши слова пройдут через трое врат.
Первые врата- спросите себя: "Это является истиной?"
Вторые врата - спросите себя: "Есть ли в этом необходимость?"
Третьи врата- спросите себя: "Является ли это доброжелательным?"

Джалаладдин Руми

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА 

Этический кодекс фармацевтического работника (провизора и фармацевта) (далее - Кодекс) создан Общероссийской общественной организацией «Лига защитников пациентов» на основании Этического кодекса фармацевтического работника России (провизора и фармацевта).

Кодекс является совокупностью этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи. Последняя включает обеспечение населения и конкретно каждого гражданина всеми товарами аптечного ассортимента, в первую очередь лекарственными средствами, а также оказание научно-консультативных услуг по всем вопросам, связанным с лекарственными средствами.

Основой кодекса является законодательство РФ о здравоохранении, законодательство о защите прав потребителей и пациентов, законодательство о рекламе, Гражданский кодекс РФ и другие законодательные акты РФ, а также документы ООН, ВОЗ и другие документы, относящиеся к этическим аспектам фармацевтического бизнеса.

 

Раздел 1. Фармацевтический работник и общество

 

Статья 1.1. Основная задача профессиональной деятельности фармацевтического работника - сохранение здоровья человека.

 

Фармацевтический работник должен оказывать фармацевтическую помощь любому человеку независимо от национальности, политических и религиозных убеждений, имущественного положения, пола, возраста, социального статуса.

 

Специальное фармацевтическое образование дает фармацевтическому работнику право отвечать за рациональное использование лекарственных средств, проявляя исключительную бдительность при отпуске лекарственных средств для престарелых и детей.

 

Фармацевтический работник должен гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и эффективностью лекарственных препаратов.

 

Статья 1.2. Основное условие деятельности фармацевтического работника - высокий профессионализм и компетентность в вопросах лекарственного обеспечения.

 

Фармацевтический работник должен постоянно совершенствовать свои специальные знания, умения, навыки, повышать эрудицию и помнить, что "лекарство в руках знающего человека подобно бессмертию и жизни, а в руках невежды подобно огню и мечу".

 

Профессиональное чувство долга, нравственность предполагают умение критически оценивать себя и свою работу.

Фармацевтический работник должен исключить ошибки в приготовлении, контроле и при отпуске лекарственных средств.

 

Фармацевтический работник должен способствовать внедрению последних фармацевтической науки в практику.

 

Статья 1.3. Фармацевтический работник не вправе использовать свои знания и возможности в негуманных целях.

 

Фармацевтический работник не имеет права:

- использовать свои знания и навыки при незаконном производстве и отпуске лекарственных средств, особенно тех, которые могут привести к ущербу здоровья, физической или психической целостности человека;

- отпускать лекарственные средства, не разрешенные к медицинскому применению и в качестве которых он сомневается;

- по соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента.

 

Статья 1.4. Право и долг фармацевтического работника - хранить свою профессиональную независимость и сознавать меру ответственности за свои поступки.

 

Фармацевтический работник должен поддерживать престиж своей работы и приоритетность своих знаний.

 

Вступая в сотрудничество с производителями фармацевтической продукции и посредниками, фармацевтический работник должен быть беспристрастен, самостоятелен и свободен от экономического влияния со стороны не фармацевтов.

 

Фармацевтический работник не вправе навязывать пациентам свои политические, религиозные и философские взгляды.

 

Статья 1.5. При осуществлении фармацевтической деятельности фармацевтический работник должен всегда придерживаться принципов этичной конкуренции, этичного маркетинга и рекламы.

 

Основным принципом должны быть обеспечение безопасности и эффективности профилактики и лечения заболеваний, а также соблюдение деонтологических норм взаимодействия между всеми партнерами фармацевтического рынка.

 

Раздел 2. Фармацевтический работник и пациент

 

Статья 2.1. Фармацевтический работник должен уважать честь и достоинство пациента.

 

Фармацевтический работник должен быть доброжелательным, с уважением относиться к каждому пациенту, не проявляя предпочтение или неприязнь к кому-либо.

 

Внимательное отношение к пациенту, понимание и забота о нём фармацевтического работника помогут вселить уверенность в эффективности лекарственного средства и выздоровление.

 

При общении с пациентом недопустимы раздражительность, обида, спешка, нетерпение, заносчивость, безразличие. Фармацевтический должен помнить, что перед ним больной, и сделать "скидку" на его возможные раздражительность и грубость.

 

Фармацевтический работник должен следить за своей речью, жестами и мимикой. Говорить надо ясно, конкретно, достаточно громко.

 

Внешним видом фармацевтический работник должен располагать к себе пациента.

 

Фармацевтический работник должен дать почувствовать пациенту, что в его лице он имеет высокообразованного, высококультурного и знающего специалиста.

 

Статья 2.2. Фармацевтический работник должен всегда сообщать необходимую информацию о лекарственных средствах пациенту

 

Право пациента получить и долг фармацевтического работника сообщить всю необходимую информацию о лекарственных средствах (способ, время и частота приёма, хранение в домашних условиях и др.).

 

Статья 2.3. Фармацевтический работник должен соблюдать врачебную тайну

 

Фармацевтический работник обязан сохранять в тайне всю медицинскую и доверенную ему пациентом личную информацию.

 

Статья 2.4. Фармацевтический работник должен всегда оказывать первую доврачебную помощь.

 

Раздел 3. Фармацевтический работник и врач

 

Статья 3.1. Отношения между фармацевтическим работником и врачом должны строиться на взаимном уважении

 

Фармацевтический работник не должен допускать бестактных высказываний в адрес врача, как и врач не имеет права умалять достоинство фармацевтического работника.

 

У фармацевтического работника и врача общая задача - возвращение здоровья пациенту.

 

Статья 3.2. Фармацевтический работник, являясь специалистом в области лекарствоведения, обязан:

 

- информировать врача о новых лечебных, профилактических и диагностических препаратах;

- требовать от врачей строгого соблюдения установленных правил выписывания рецепта.

 

Статья 3.3. Фармацевтический работник должен работать в тесном контакте с врачом

 

Содружество фармацевтического работника и врача, совместный выбор наиболее эффективных, специфических лекарственных средств и их лекарственных форм, дозы препарата, рациональной схемы лечения, способа применения, времени приёма лекарственного препарата способствуют эффективному лечению.

 

Фармацевтический работник не должен подменять врача в выборе лекарственных средств, предлагать пациенту лекарственные препараты по своему усмотрению, так как не знает индивидуальные особенности организма больного и течение заболевания.

 

Фармацевтический работник обязан обеспечить наличие тех лекарственных средств, которые выписал врач, а также соответствие их химического состава, дозировки и формы отпуска требованиям, определяемым врачом.

 

Фармацевтический работник должен быть нетерпим ко всякого рода ошибкам медицинских работников в вопросах лекарствоведения. Не оставлять без внимания все ошибки и неточности, обсуждать их с медицинскими работниками. Надо помнить, что даже небольшая неточность врача может перерасти в роковую ошибку в лечении.

 

Раздел 4. Отношения фармацевтического работника с коллегами

 

Статья 4.1. В течение всей жизни фармацевтический работник обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по отношению к тому, кто научил его фармацевтическому искусству.

 

Статья 4.2. Фармацевтический работник должен вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они относились к нему.

 

Отношения в коллективе должны строиться на основе гуманизма и взаимного уважения. Все члены коллектива должны быть взаимовежливы, доброжелательны, порядочны, честны и справедливы в общении друг с другом.

 

Фармацевтический работник должен уважать труд и опыт каждого члена коллектива независимо от занимаемой должности, а также быть готовым бескорыстно передать свои опыт и знания.

 

Моральное право руководства фармацевтическими работниками дает не административное положение, а более высокий уровень профессиональной компетенции.

 

Критика в адрес коллеги всегда должна быть аргументированной и неоскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Критика коллег в присутствии пациентов недопустима.

Фармацевтический работник должен передавать свои опыт и знания коллегам и "младшим" по профессии.

 

Фармацевтический работник должен осуждать некомпетентных коллег и различного рода непрофессионалов, приносящих вред здоровью населения.

Фармацевтический работник несёт личную ответственность за соблюдение безупречности и незапятнанности своей профессии.

 

Раздел 5. Фармацевтический работник и прогресс фармации

 

Статья 5.1. Создание, испытание и внедрение в практику новых лекарственных средств должны проводиться в соответствии с нормами законодательства

 

Привлечение пациента к участию в эксперименте и испытании осуществляется только с его добровольного согласия и после предоставления ему полной информации.

 

В области создания лекарственных препаратов, их стандартизации и контроля качества специалист должен руководствоваться требованиями законов, включающих стандарты: Good Clinical Practice (добротная клиническая практика),Good Laboratory Practice (добротная лабораторная практика), Good Manufacturing Practices (правила правильного производства).

 

При проведении медико-биологических испытаний лекарственных препаратов исследователи должны гуманно относиться к экспериментальным животным.

 

Раздел 6. Пределы действия этического кодекса, порядок его пересмотра и ответственность за его нарушения

 

Статья 6.1. Действие этического кодекса

 

Кодекс распространяется на деятельность участников программы «Лояльность к пациентам», но рекомендуется к использованию любым субъектам фармацевтической деятельности.

 

Статья 6.2. Ответственность за нарушение этического кодекса

 

Если нарушение этических норм одновременно затрагивает и положение действующего законодательства РФ, фармацевтический работник несёт ответственность по закону.

Грубое или неоднократное нарушение норм Кодекса участниками Программы «Лояльность к пациенту» и нежелание принять меры к исправлению ситуации может привести к исключению участника из Программы, что влечет за собой удаление из числа участников с сайта Программы и отсутствие права использовать сертификат участника Программы.

 

Статья 6.3. Изменения в Кодексе 

Изменения в Кодексе могут предлагаться участниками Программы «Лояльность к пациенту» и вносятся «Лигой пациентов» в интересах пациентов.

 

Станьте участником Программы! Запросите условия!

Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.
Этический кодекс фармацевта